Встреча шестая. Отжан Всехупо.
Поблагодарив Добрыню за гостеприимство и передав привет от Дримпоче, отправился Ерёма далее. Не то чтоб искал ещё кого. Просто шёл по лесам да холмам, обдумывал услышанное, постигал обдуманное. Зашёл по пути к Жри Бабаде. Попробовал пирожков, действительно – огонь. Да и сама бабуля показалась Ерёме человеком приятным. Странноватая немного – нет-нет да спрашивала то ли у Ерёмы, то ли у себя: «Кто я?». Ерёма так и не понял, это метод такой или просто старческое подкралось. Когда же говорила о практике своей, всё было достаточно стройно, и Ерёме казалось, что, по сути, она говорит о том же, о чём Илюша говорил. Чего они тогда закусывались – непонятно. Возможно, Илья просто завидовал кулинарным способностям Бабады. А, может, и были отличия в их постижениях и практиках, но Ерёмино понимание до этих отличий не доросло пока.
В дорогу дала баба Ада Ерёме пирожков и прочей снеди, за что испытал он к ней добрыню спонтанную.
Побродив еще немного по лесу, решил Ерёма домой возвращаться – в Ясенево. Просто устал. От поисков, от непонятностей, от умников и умниц.
Пройдя в юго-восточном направлении неведомое расстояние, увидел он несколько скромных хижин и сидящих в неподвижности в тени людей. Решил заглянуть – отдохнуть немного да общением развеяться. Когда подошел ближе, навстречу ему поднялся один из сидящих и приветствовал: «Здравствуй, путник. Ты, верно, к Отжану? Придется тебе прождаться немного – практика у нас. Сядь, отдохни, мысли в порядок приведи».
- Да я просто мимо иду, – спокойно ответил Ерёма. Как раз отдохнуть немного хотел с вами, пирожками поделиться. А кто такой Отжан?
- Просто мимо? – удивился встречающий. Здорово! Просто мимо… Отжану понравится. Отжан – наш старший друг, вошедший в поток.
- В какой поток? Вы же сказали, что он сейчас практикует, – Ерёма взглядом показал в сторону сидящих.
- Одно другому не мешает, – улыбнулся собеседник. Сначала практикуешь, чтоб в поток войти, потом – чтоб на том берегу выйти.
Ерёма понял, что с ним говорят загадками, но разгадывать их не хотелось – усталость сказывалась. Поэтому он вежливо кивнул, сел и погрузился в созерцание колышащейся на ветру травы.
Через пару часов Ерёма заметил, как сидящие как по команде встали, походили медленно взад-вперёд и разошлись по хижинам. Ерёма подумал, что не очень-то они общительны и достал пирожки. Не спеша начал есть, и тут к нему подошел человек, с которым разговаривал до этого.
- Доброго аппетита, – сказал подошедший. Если желаешь, Отжан примет тебя, проходящий мимо.
- Что ж, примет так примет. Пирожок будете?
- Благодарю, мы сегодня уже принимали пищу. Пойдём, – собеседник сделал приглашающий жест рукой и медленно пошёл к одной из хижин, не оглядываясь.
Ерёма встал, потянулся, пару раз прошептал на всякий случай заклинанье «я ду дай» и пошел следом за провожатым. Войдя в хижину, он увидел сидящего на полу со скрещенными ногами человека, одетого в простые широкие штаны и потёртую рыжеватого цвета майку.
- Здравствуйте, Отжан, – поприветствовал Ерёма сидящего.
- Здравствуй, путник, – тихим голосом ответил ему сидящий. Чем могу помочь тебе?
- Да даже не знаю. Я домой иду. Устал в поисках. Искал себя и истину. Нашёл много интересных людей, но того, что искал – не нашел. Думаю, что и здесь не найду.
- Да, понимаю тебя.
- Но если есть какое балабольство несложное у тебя, скажи. Вижу, вы тут что-то практикуете. Может, знаешь, куда идти, где искать.
- Ты, идущий мимо, пойми, поиск твой – дело хорошее. Но к истине тебя не приведёт. Нужен не поиск, нужно прозрение в происходящее. А чтоб прозрение случилось, нужны условия, – Отжан посмотрел в глаза Ерёме и еле заметно улыбнулся.
- Прозрение? Так я не слепой, вроде.
- Как скажешь, – Отжан замолчал, и в молчании его не было ожидания или призыва к дальнейшему разговору.
- Хм, – Ерёма насупился, но заинтересовался. А скажи, уважаемый, что за имя у тебя такое странное? Что значит «Отжан»?
- Это не имя, это что-то типа титула. Отжанами называют тех, кто усердной практикой выдавил, отжал из себя капля за каплей порабощающие омрачения, как завещал когда-то Бханте Чехонте. Тот, кто отжал, тот теперь отжан. А имя моё Всехупо. В имени этом секретным образом зашифровано отношение моё ко всему происходившему, происходящему и тому, что произойдёт, но это длинный разговор. Всехупой меня назвал мой наставник, увидев, как рьяно практикую равностность. А младшие друзья меня по-доброму называют дедом Всехупием – смысл не теряется, а местному уху понятнее.
- Интересно. Скажи, дед Всехупий, а про какое прозрение ты говоришь, и какие условия нужны для него?
- Условия – это то, что надо всю жизнь свою организовать так, чтобы прозрения случались и становились устойчивыми. Прозрений главных несколько. Давай по порядку.
- Да, и если можно, попроще. Сложного я уже наслушался – не очень помогло.
- Простота и сложность зависят от твоих способностей. Кстати, способности – первое условие. Главных способностей – пять.
- А если нет способностей? – перебил Ерёма.
- Должен быть минимум, чтоб начать. Главное – заинтересованность и готовность усердно практиковать, опираясь поначалу на доверие к более опытному другу и святые балабольствия, передаваемые от одного отжана к другому. А далее твоя практика будет как раз и направлена на то, чтобы все нужные способности развивать. Например, на развитие правильного памятования – то есть способности различать полезное и вредное, то, что ведёт к освобождению и полному отжатию вредного и то, что укрепляет рабство. А также на умение следовать этому полезному, избегая вредного. Чтоб суметь так различать и следовать, нужно пребывать в правильном состоянии – быть расслабленным, но собранным. Потому как правильное состояние – это условие для предельной ясности, в которой прозрения и случаются. Чем больше опыта получаешь в ясности и спокойно его осмысляешь, тем мудрее становишься и тем более точные шаги совершаешь. Вот тебе и все способности.
- Что-то сложно, – Ерёма вздохнул.
- Хорошо, давай на примере объясню. Представь корабль в открытом океане – земли не видать, запас провианта ограничен, в любой момент может налететь шторм или наступить штиль. Что нужно бы кораблю и его команде?
- Побольше провизии, помощь? – неуверенно спросил Ерёма.
- Нужны те самые способности и качества. Во-первых, нужно желание выжить, а для этого найти землю и не какую попало, а обитаемую и с припасами. Во-вторых, нужна готовность прилагать усилия, не взирая на погоду и настроение. В-третьих, нужно ориентироваться в меняющейся ситуации и держать выбранный курс. В-четвертых, нужна управляемость корабля – слаженность действий команды, устойчивость, легкость. Для этого перераспределить груз и ответственность. И, в-пятых, нужно, чтоб команда с капитаном понимали – как именно и что делать, куда плыть, когда отдыхать, когда работать и так далее. Это, в свою очередь, поддерживает мотивацию к действию и помогает заметить отклонения от курса. Мотивация также даёт энергию для усердного труда. Понимание же помогает не забывать о состоянии корабля и команды, и часть усилий отдавать улучшению условий на самом корабле. Если всё так – понимание ситуации растёт. И так по кругу. Каждая способность-качество является условием развития других способностей. Так понятнее?
- Не особо. Так ещё хуже, если честно.
- Ладно, тогда пойдем по старинке, - вздохнул Всехупо. Представь тяжело больного человека. Если он останется там, где есть, и будет продолжать делать то, что делал, куда это приведёт?
- Ясно, куда – к осложнениям и в итоге – к смерти.
- Вот именно. А что нужно для выздоровления? Если кратко, то самое главное, без чего никак - желание выздороветь. Должно быть какое-то «зачем», должна быть заинтересованность в излечении. Далее, больной должен быть готов прикладывать усилия, должен делать что-то для выздоровления - дисциплинированно, регулярно. Он должен помнить о том, что способствует выздоровлению, а что ведёт к осложнениям. И не срываться на привычное «больное» поведение - даже когда временно перестало болеть. Когда ему удастся так себя контролировать и не сбиваться - когда он паникует, взбудоражен или когда собран и спокоен? Ежу понятно, что когда спокоен. Потому должен он уметь поддерживать правильное состояние, иначе - срывы неизбежны. И связует всё предыдущее его понимание ситуации, умение делать выводы - что помогает, что не помогает, на что подналечь, что прекратить. Понимаешь? Вот и мы все больны - омрачениями и несвободой. Чтоб вылечиться, нужны способности. И желательно, лекарь, который подскажет, с чего начать и в какую сторону смотреть.
- Ну, так сразу бы и объяснил. Мол, лечиться нам всем надо, - Ерёма понимающе ухмыльнулся. А какова сама практика-то? Что делать, чтоб развивать способности? И когда от способностей к прозрениям переходить?
- Практика в том, чтобы усердно практиковать внимательность к четырём: к телу, к чувству приятного и неприятного, к происходящему в уме, к связям между явлениями - то есть к тому, по каким законам всё происходит.
Наблюдая тело или чувство приятного-неприятного, или происходящее в уме, развиваем способность замечать и распознавать то, что происходит и те самые законы, по которым это происходит. Учимся однонаправлено познавать выбранное и делать это легко, расслабленно. Улавливаешь связь со способностями? Учимся не вовлекаться в замечаемое, не цепляться, не держаться – развиваем нецепляние и недержание. Хотя нет, недержание не надо, пожалуй, – Всехупо улыбнулся. Сохраняем, в общем, ясное устойчивое присутствие в происходящем. Вовлёкся – присутствие потерял. Отвлёкся – устойчивость да ясность потерял. Как-то так. Начать наблюдение с дыхания можно – это проще всего. В процессе выяснишь, что, наблюдая дыхание, всё тело наблюдаешь. Ну а дальше, опираясь на полученный опыт, можно уже и чувства порабощающие сознавать – вот это самое «приятно» да «неприятно». Они же нас заставляют грустить, бояться, радоваться и пытаться что-то менять или держать – кнут и пряник наш. То же и с мыслями. Да и вообще со всем.
- И как это освободит? – не понял Ерёма. Как это к истине продвинет? Ну, наблюдаю, а толку-то?
- Так если ты наблюдаешь и в процессе наблюдения не забываешь о развитии способностей, то как раз прозрения и случаются. Просто пристально и ясно сознаёшь происходящее, не цепляясь и не залипая. И всё само начинает открываться. Прозрение – это ведь что? Это когда ясно видишь, что и как происходит. Вглядываешься и в какой-то момент начинаешь видеть. Вполне закономерно, не находишь?
- Да. А что открывается в прозрении? – не унимался Ясносвет.
- Всё то, что даёт освобождение. Отжимающих прозрений, как и основных способностей, пять. Во-первых, прозреваешь, что всё изменчиво, непостоянно, что нет ничего стабильного.
- Так это и так понятно, – засмеялся Ерёма. Это любой сентябрёнок знает. Так, считаем, что первое прозрение у меня есть.
- Не совсем так, – вздохнул дед Всехупий. Сентябрёнок твой знает это на словах – слышал и сам может повторить. Я же говорю о полном прямом знании – ты ясно видишь, как каждый миг неостановимо меняется вообще всё. Видишь, как то, что было миг назад, уже не существует. Это, знаешь ли, многое меняет. К тому же, видишь, почему всё меняется так, а не иначе. Любое событие настоящего мгновения происходит в силу сложившихся условий – всего того, что произошло ранее – всё случившееся когда-то и где-то является причиной происходящего сейчас и здесь. Того, что было уже не существует, но оно прямо сейчас принуждает всё случаться единственно возможным способом. А происходящее сейчас – причина, или условие, того, что произойдет в следующее мгновение. Эта изменчивость, строящаяся от момента к моменту на фундаменте произошедшего только что и происходящего везде от начала или безначальности времён – своего рода объективный закон, то, как всё устроено.
- Допустим. А дальше?
- Дальше (или раньше) познаёшь прямо, что всё происходящее неудовлетворительно, тягостно. Что бы и как бы ты ни делал – не даёт устойчивого удовлетворения, не дает счастья и свободы. Знаешь почему?
- Ну, тут я не согласен. Уверен, что можно что-то сделать, чтоб стать счастливым. Просто вы, может, не туда копаете, – Ерёма с вызовом глянул на Отжана.
- Потому что, мой друг, всё изменчиво, непостоянно, неуловимо, – ответил Отжан на свой же вопрос, как будто пропустив замечания Ерёмы мимо ушей. Тот, кто в это прозрел, видит и то, что любое приятное изменится и станет в скором времени неприятным. Гарантировано. Приятное сегодня пиво станет неприятным похмельем завтра. Исключений нет, мой друг. И когда видишь это ясно, знание это жжётся. И жжение это повсюду, и убрать его не представляется возможным. Такая вот дукховка. Такой вот закон субъективного опыта, если хочешь. Ясное прямое видение этого закона приводит к тому, что древние прозранцы называли сансарным выгоранием. Без него никак дальше не пройти.
- Да, так себе прозрение. Свободой и счастьем и не пахнет.
- Да, ты видишь, что всё непрестанно меняется, повинуясь закону потока условий и следствий. Видишь, что весь этот процесс обжигает и не ведёт к счастью. И именно это позволяет отцепиться, перестать пытаться делать из обжигающего горло пламени прохладительный напиток. Чем, собственно все и занимаются. Когда видишь это, понимаешь, что это не путь.
- А каков путь?
- Путь – продолжать развивать способности в осознавании происходящего. Если и далее устойчиво всматриваешься во всё происходящее – сквозь непостоянство и неудовлетворительность, прозреваешь в бессамостность. Познаёшь, что всё происходящее не имеет никакой основы, никакого ядра в виде «я», личности, наблюдателя. Видишь, как всё происходит и знается, но в этом нет того, с кем происходит и того, кем знается. Само по себе это знание так же происходит и знается. В силу сложившихся благоприятных условий. И когда так знается, ты вновь становишься никем, если можно так выразиться. Как говорится в древней сутте: «Всё проиграть и нищим стать, как прежде, и никогда не пожалеть о том». Это про духовку и освобождение. Ты уже много раз проигрывал и всегда хотел снова выиграть. Хотел добиваться, достигать, находить, – тут Отжан сделал многозначительную паузу, – хотел стать просветленным или бессмертным. Это жажда, друг мой. И природа этой жажды – жжение. Освободиться же – перестать желать выигрыша, то есть «никогда не пожалеть о том». А не пожалеть может только тот, кто знает, что нет выигрывающего, желающего, освобождающегося. Ухватываешь?
- Ухватываю. Но не ухватываю. Наверное, практики не хватает.
- Конечно. Я и говорю, понять на словах и ясно знать в своём опыте – совсем не одно и то же. Будешь практиковать – постигнешь. А разговор наш тебе картой дорожной будет.
- Спасибо, Всехупо. А ты говорил, что прозрений пять. А рассказал только про три.
- Внимательный ты, – кивнул Всехупо. Это очень хорошо. Когда безличностность, или бессамостность, постигаешь, не надо останавливаться, надо продолжать пристально смотреть, заостряя ясность свою – в тело, чувства, ум, всё происходящее. И тогда прозреваешь в то, что не только у тебя нет какой-то неизменной устойчивой основы – её ни у чего нет. Ни у одного явления нет находимой сущности или сути. Это прозрение пустотности. Всё происходит – в теле, в уме, что-то радует, что-то тревожит, что-то происходит вокруг – но ни у переживающего, ни у переживаемого нет никакой основы, никакой сути. Так-то это из первого прозрения должно бы быть очевидно понятным, ан нет – дорасти надо. Сначала духовка тебе опостылит, а уж потом только опустылит, – Всехупо вновь сдержанно улыбнулся.
- Да, не могу сказать, что учение твоё простое, – устало вздохнул Ерёма.
- Это не так, путник. Учение моё очень просто. Пристально взирай в происходящее. Остальное произойдет само. Но чтоб как следует смотреть, нужны способности и условия. Развивай способности и формируй условия прямо в процессе ясного смотрения. Всё остальное произойдет само. Таков закон – условия влекут за собой последствия. Практика ясного познавания – условие прозрений. Прозрения – условие освобождения.
- Дед Всехупий, ты про пятое прозрение утаил, – перебил Ясносвет Отжана.
- Молодец! Помнишь. Когда постигаешь ты прямым знанием текучую изменчивость, когда перестал цепляться и достигать в силу ясности прозрения в тягостность сменяющих друг друга форм в теле, в уме, в чувствах и событиях, когда открылась тебе пустотность всего происходящего и тебя самого – прозреваешь ты в таковость, в то, как есть всё на самом деле. Постигаешь, что переживаемое, переживание и переживающий – нераздельны, необнаружимы в своей сути, но происходят. Всё просто происходит, в том числе осознавание. Нечего избегать, некуда и некому стремиться. Любые слова здесь неточны и даже обманчивы. Но это освобождение.
- Ого… А это ж то же самое, что и "нерождённое", про которое Цеванг рассказывал?
- Знаком я с Цевангом. Он, конечно, великий аскет. Но уж больно любит красивые слова. Слова эти неподготовленный ум от сути уводят в сети басен о запредельном. Каждое последующее объяснение уводит от понимания всё дальше – такой вот цугцеванг.
- Суть же в том, что надо пристально и открыто смотреть в то, как происходит происходящее, – продолжил Всехупо. Можно для повышения ясности да настройки оптики пользоваться направляющими подсказками. Например, опираться в сознавании на три простых вопроса: кто это переживает или осознаёт, где это переживание происходит, из чего сделано происходящее переживание? Цеванг тебе наверняка про это сказывал.
- Да, вроде упоминал вскользь что-то такое, – Ерёма уже смутно помнил подробности встречи с Кощеем.
- Ну вот. То, что рано или поздно обнаруживаешь в ходе такого всматривания, показывает, каково всё на самом деле. То есть можно сразу получить прозрение в таковость. Но если нет способностей и основания в виде первых четырех прозрений, то прозрение таковости будет мимолётным и непонятным, а, значит, и пользы особой не принесёт. Так что, на пути к освобождению развивай способности во всей их полноте. Тогда с опытом будет нарастать острота ясности и устойчивость постижения. Заостряй и продлевай – вот и всё. Стоит ли о какой-то нерождённости тут говорить? Не надумывай лишнего. Знай, как оно есть. Нет никакого рождённого, нет никакого нерождённого. Хотя, если тебе «нерождённое» понятнее, то почему бы и нет? Но мой тебе совет – не хитри, всему нужны соответствующие условия. Если их нет, то будешь всё время из нерождённого в рождённое вываливаться. Кстати, обрати внимание, сам Цеванг себе условия для практики-то создаёт весьма искусно. Вот и ты не пренебрегай. Развивай способности и ясность, прозревай в то, как всё есть, освобождайся. А теперь ступай. Шёл мимо, иди мимо.
Всехупо прикрыл глаза и недолго помолчав, сказал последнее: «Держи курс. Из дукховки дуй».
- Из…дуй, – эхом пробормотал Ерёма, сжимая последний завет Отжана до понятного. Спасибо, дедушка Всехупий! Обдал ты щедро меня балабольствиями своими. Буду переваривать.
Затем Ерёма достал из котомки последний пирожок Жри Бабады и протянул Отжану, втайне полагая, что тот откажется. Но Всехупо, поблагодарив Ясносвета легким кивком, пирожок взял, откусил и начал жевать, снова прикрыв глаза – показав тем самым то самое равностное отношение к правилам, мнениям и прочему, текущему мимо и крышей, миру. Ерёма встал, и тихо, чтоб не отвлекать Отжана от трапезы, вышел. На улице было светло и приятно прохладно – никакой духовки, о которой говорил Всехупо.
Ясносвет бодро зашагал в сторону дома. Чтобы избавиться от надоедающих в пути мыслей, Ерёма сосредоточился на том, как происходят шаги. На каждый шаг левой ногой он мысленно произносил «из», на каждый шаг правой – «дуй». Мысли слушались и уходили. Когда этот способ утомлял, Ерёма переключался на дыхание, пропитывая вдохи и выдохи воспоминаниями о последней встрече – во время вдоха мысленно тянул «все», а выдох отпускал вместе с «хупо». Так и вернулся восвояси – шаг за шагом, вдох за выдохом.
#издукховкидуй
Возвращение.
Вернувшись в Ясенево, Ерёма снова зажил своей простой жизнью. Как и раньше колол дрова, носил воду. Надеюсь, ты, читатель, понимаешь, о чём я.
Хотел как-то навестить деда Ивана, да тот делся куда-то к тому времени. Кто-то говорил, что осуществил подзаборное тело в канаве за чаппаралем, как часто бывает в таких случаях, кто-то поговаривал про лучезарное. Так или иначе – сгорел пламенем изнутри – то ли от воды огненной, то ли от намерения несгибаемого. Велика ли разница – кто знает?
Скамейка в любом случае пустовала, и Ерёма стал часто приходить сюда – посидеть, попестовать необнаружимое, попрозревать в пустотно-изменчивое таковое. Порой пестование становилось в тягость, и вспоминался ему тогда Отжан со своими рассказами про пиво и похмелье.
Уже давно открылся ему в одном небольшом побочном прозрении зашифрованный в имени дедушки Всехупия смысл. Смысл этот постепенно пропитывал практику да и вообще всю жизнь. Оттого всё чаще Ерёма просто сидел на лавке, зная приходящее приходящим, уходящее уходящим и решительно не обнаруживая того, что между. Так, сам того не ведая, исполнял Ясносвет полученную от своего предшественника по лавке скрытую упадёшу и продолжал линию неизречённой дхармы.
#нетничегомеждупрошлымибудущимименното
➖➖➖
Заканчивается ли на этом история или нет – автору пока не известно. Может отправится Ерёма еще куда или, может, к нему кто за балабольствиями да люлями придёт. Пока не старый – может дать. Но да время покажет.
Спасибо тебе, читатель, за то, что проводил Ерёму до дома. С тобой было ему не так тревожно. Теперь можешь спокойно отдохнуть. За деда Ивана не переживай – всё хорошо у него, поверь. Если ведьму до сих пор не нашёл, оставь – кому они нужны-то? Будь сам себе всехупо.
#будьсамсебевсехупо
➖➖➖
Дмитрий Куприянов,
зима-лето 2025